Облюбовав место для строительства, хозяева раскладывали на
земле дубовую кору. Дня через три переворачивали ее и смотрели: если под
корой находились лищь пауки да муравьи — плохое место, не пригодное для
жилья. Если же там обосновались дождевые черви — можно строить.
Доставали из-за пазухи три круглых каравая и катали их по земле. Если все хлебы ложились как полагается, верхней коркой вверх, — место считалось хорошим, безопасным. А если каравай переворачивался и ложился на верхнюю корку, строительство откладывали.
Не предвещала добра новостройка на месте старого дома, последний хозяин которого умер, не имея родных, или там, где старый дом был разрушен в результате стихийного бедствия.
Если же все указывало на удачу, тогда с Божьей помощью брались за работу, не забыв положить под правый дальний угол строения серебряную монету.
В глубокой древности существовало поверье, что новое жилье только тогда будет прочно, когда умрет глава поселившейся в нем семьи и в душе усопшего дом получит своего домового. С этим связана примета, что постройка нового дома обязательно влечет за собой смерть хозяина. И тот из родичей умрет раньше, кто прежде всех войдет в дом. Не случайно по требованию старинного обряда первым входил всегда самый старший в семье.
Желая отвести смерть от людей, наши древние предки, закладывая дом, приносили в жертву какое-нибудь домашнее животное, чаще всего петуха. Хозяева приходили на место закладки, отрубали у петуха голову и зарывали ее там, где предполагался передний угол дома. Обряд этот совершался тайно.
Передний угол
Строили в деревнях дружно. Собирали помочь — деревенские мужики все вместе разом, в один день, подводили сруб под крышу.
Когда при строительстве дома клали два нижних бревна, приходил хозяин, приносил водку: пили «закладочные». Под передним, святым, углом, по желанию хозяев, закладывали монету на богатство, и плотники сами от себя — кусочек ладана для святости (пусть не думают про них, что они знаются с нечистой силой и могут устроить так, что дом для жилья станет неудобным).
Самым ответственным делом считалось крытие крыш и потолка. Хозяева старались задобрить плотников. Они могли отомстить скупым хозяевам, если те обсчитывали или недоплачивали обещанных денег, если хозяйка плохо кормила или попрекала лишним куском. Например, под князьком на крыше заделывали горлышко от бутылки или прилаживали длинный ящичек без передней стенки, набитый берестой. В ветреную погоду из бутылочного горлышка раздавался постоянный свист. Береста же производила шум, который вообще невозможно было объяснить: тут и вой, и плач, стоны, вздохи, выкрики. Жить в доме становилось невозможным.
Плотников старались задобрить загодя. Сговорились насчет условий — пили «заручное». Уложили первый ряд основных бревен — пили «обложейное». А когда заготовленный сруб переносили и ставили
на указанное место — снова устраивали угощение. Матицу (главную балку, на которой настилается накат и укрепляется потолок) поднимали в особенно торжественной обстановке.
Когда дом был построен, снова принимали меры для охраны его от нечистой силы. Широко расписывали интерьер дома: печь, перегородки, полати, обязательно голбец — через него в первую очередь могла проникнуть в дом нечистая сила, а также делали резьбу по дереву снаружи. Рисовали и вырезали по дереву различные круги, розетки в виде солнца — так называемые обереги. Чтобы уберечь дом от несчастий, делали коньки на крышах жилых домов и хлебных амбаров.
Доставали из-за пазухи три круглых каравая и катали их по земле. Если все хлебы ложились как полагается, верхней коркой вверх, — место считалось хорошим, безопасным. А если каравай переворачивался и ложился на верхнюю корку, строительство откладывали.
Не предвещала добра новостройка на месте старого дома, последний хозяин которого умер, не имея родных, или там, где старый дом был разрушен в результате стихийного бедствия.
Если же все указывало на удачу, тогда с Божьей помощью брались за работу, не забыв положить под правый дальний угол строения серебряную монету.
В глубокой древности существовало поверье, что новое жилье только тогда будет прочно, когда умрет глава поселившейся в нем семьи и в душе усопшего дом получит своего домового. С этим связана примета, что постройка нового дома обязательно влечет за собой смерть хозяина. И тот из родичей умрет раньше, кто прежде всех войдет в дом. Не случайно по требованию старинного обряда первым входил всегда самый старший в семье.
Желая отвести смерть от людей, наши древние предки, закладывая дом, приносили в жертву какое-нибудь домашнее животное, чаще всего петуха. Хозяева приходили на место закладки, отрубали у петуха голову и зарывали ее там, где предполагался передний угол дома. Обряд этот совершался тайно.
Передний угол
Передний, большой, или красный, угол — самый уважаемый угол в доме. Это правый угол от входящего в дом, угол, против которого стоит печь. Здесь помещается обеденный стол. Сюда ставят иконы, и первый поклон, входя в дом, отдают этому углу и иконам. Место на лавке в этом углу самое почетное. Сюда сажают именитых гостей, старших родственников, священника, знахаря. По примете, если трещит передний угол или матица, то хозяину грозит несчастье.Иногда крестьяне закапывали в землю на месте переднего угла несколько мелких монет и ячменных зерен, чтобы в новом доме не переводились ни хлеб, ни деньги. Порой добавляли шерсть — на счастье и ладан — для святости.
Строили в деревнях дружно. Собирали помочь — деревенские мужики все вместе разом, в один день, подводили сруб под крышу.
Когда при строительстве дома клали два нижних бревна, приходил хозяин, приносил водку: пили «закладочные». Под передним, святым, углом, по желанию хозяев, закладывали монету на богатство, и плотники сами от себя — кусочек ладана для святости (пусть не думают про них, что они знаются с нечистой силой и могут устроить так, что дом для жилья станет неудобным).
Самым ответственным делом считалось крытие крыш и потолка. Хозяева старались задобрить плотников. Они могли отомстить скупым хозяевам, если те обсчитывали или недоплачивали обещанных денег, если хозяйка плохо кормила или попрекала лишним куском. Например, под князьком на крыше заделывали горлышко от бутылки или прилаживали длинный ящичек без передней стенки, набитый берестой. В ветреную погоду из бутылочного горлышка раздавался постоянный свист. Береста же производила шум, который вообще невозможно было объяснить: тут и вой, и плач, стоны, вздохи, выкрики. Жить в доме становилось невозможным.
Плотников старались задобрить загодя. Сговорились насчет условий — пили «заручное». Уложили первый ряд основных бревен — пили «обложейное». А когда заготовленный сруб переносили и ставили
на указанное место — снова устраивали угощение. Матицу (главную балку, на которой настилается накат и укрепляется потолок) поднимали в особенно торжественной обстановке.
Когда дом был построен, снова принимали меры для охраны его от нечистой силы. Широко расписывали интерьер дома: печь, перегородки, полати, обязательно голбец — через него в первую очередь могла проникнуть в дом нечистая сила, а также делали резьбу по дереву снаружи. Рисовали и вырезали по дереву различные круги, розетки в виде солнца — так называемые обереги. Чтобы уберечь дом от несчастий, делали коньки на крышах жилых домов и хлебных амбаров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий